«А» значит Антверпен. Что за антверпенская шестерка и почему вы должны их знать?

Наша рубрика «модный ликбез» – не только чтение, но порой даже самолет в другие страны и настоящая машина времени. Как сегодня – сядьте, пристегните ремни, мы отправляемся в 1980-е годы, прямиком в Антверпен.

1986 г.
1986 г.
2013 г.
2013 г.

В то время в Антверпенской Королевской академии изящных искусств учились студенты, которым предстояло изменить взгляд на моду: Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Дирк ван Саен, Дрис ван Нотен, Вальтер ван Бейрендонк и Марина Йи. Фэшн-столицами тогда считались Париж, Милан и Лондон, а вот про бельгийскую моду мало кто знал. В первой половине XX века страна была известна своим льном, но к 1970-м годам тканевая промышленность находилась в упадке – не выдерживала конкуренции с новыми синтетическими материалами (например, полиэстером и нейлоном). Кризис легкой промышленности был не модной, а государственной проблемой, поэтому в 1981 году министр экономики Бельгии разработал план по возрождению текстильной индустрии. Так появились субсидии для фабрик, новые глянцевые журналы и конкурс для дизайнеров «Золотое веретено».

Энн Демельмейстер
Энн Демельмейстер
Ann Demeulemeester SS 1982
Ann Demeulemeester SS 1982
Дрис Ван Нотен
Дрис Ван Нотен
Dries Van Noten SS 1986
Dries Van Noten SS 1986

Первой победительницей такого конкурса как раз стала Анн Демельмейстер – будущая королева романтичной готики. Но ей и ее сокурсникам не хотелось создавать «еще одну Европу» в миниатюре. Их не интересовали французская изысканность или итальянский лоск, они искали новые формы, ткани, текстуры. А еще мечтали обо всем и сразу: делать одежду на стыке кутюра и повседневности, такую, что можно надеть и в офис, и на вечеринку сразу после. И в этом бельгийские дизайнеры были не одиноки. В то же время в Японии Рэй Кавакубо и Йоджи Ямамото привнесли в моду идеи деконструкции – об этом феномене мы как раз писали здесь. Великие умы, как говорится, мыслят одинаково – даже если находятся на разных точках карты мира.

Дирк Биккембергс
Дирк Биккембергс
Dirk Bikkembergs FW 1986
Dirk Bikkembergs FW 1986
Марина Йи
Марина Йи
Marina Yee 1985
Marina Yee 1985

При этом у каждого дизайнера была не только собственная швейная машинка, но и свой стиль и почерк. Анн Демельмейстер создавала мрачные и почти поэтичные вещи – ее же считают основоположницей деконструкции в Европе. Дирк Биккембергс – фанат футбола, смешивающий спортивный и уличный стиль. Дрис Ван Нотен – все равно что рассказчик сказок «Тысячи и одной ночи», ответственный за броские цвета и этнические узоры. Вальтер ван Бейрендонк разделял его любовь к яркому, но приправлял цвет нарочито провокационными деталями и отсылками к поп-культуре. А Марина Йи увлекалась апсайклом – и все свои коллекции производила из натуральных материалов. Дирк ван Саен же все время был в поисках – иногда придумывал кутюрные платья, а иногда обращался к той самой деконструкции (признайтесь, у всех есть такой друг, который все время находит себе новое хобби и стиль).

Вальтер ван Бейрендонк
Вальтер ван Бейрендонк
Walter Van Beirendonck SS 1993
Walter Van Beirendonck SS 1993
Дирк ван Саен
Дирк ван Саен
Dirk Van Saene FW 1990
Dirk Van Saene FW 1990

В фильме «Общество мертвых поэтов» герой Робина Уильямса играет преподавателя, который мотивирует своих учеников идти к мечте и обрести свой внутренний голос. Такой же человек был и у Шестерки – правда, не учитель, а владелец обувного магазина Герт Брюло. Он одним из первых увидел потенциал тогдашних дебютантов, и в 1980-х годах уже продавал коллекции ван Саена, ван Бейрендонка и Биккембергса. А в 1986-м году предложил им отправиться на выставку British Designers Show в Лондон. К ним присоединились ван Нотен, Йи и Демельмейстер – к тому моменту каждый понимал, что «вырос» из родной академии и целого города. И тут началось настоящее роуд-муви: Антверпенская шестерка загрузила свои коллекции в фургон и отправилась в Лондон.

Стенды Антверпенской шестерки на выставке British Designers Show в Лондоне, 1986 г.
Стенды Антверпенской шестерки на выставке British Designers Show в Лондоне, 1986 г.
Стенды Антверпенской шестерки на выставке British Designers Show в Лондоне, 1986 г.
Стенды Антверпенской шестерки на выставке British Designers Show в Лондоне, 1986 г.

Вот только там все пошло не по плану. Организаторы выставки отвели им второй этаж – подальше от громких имен. На первом блистали Вивьен Вествуд и молодой Джон Гальяно, а до бельгийцев почти никто не доходил. Дизайнеры решили: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам». Они напечатали карточки с описаниями своих коллекций и начали раздавать их покупателям. Среди них был и байер американской сети магазинов Barneys New York, сразу же ставший заказчиком бельгийцев. А еще – много журналистов. Это они придумали название Antwerp Six – во многом для того, чтобы не ошибаться в сложных бельгийских именах.

Флаер Антверпенской шестерки, Лондон, 1986 г.
Флаер Антверпенской шестерки, Лондон, 1986 г.
Флаер Антверпенской шестерки, Лондон, 1986 г.
Флаер Антверпенской шестерки, Лондон, 1986 г.

Уже после каждый из дизайнеров стал работать отдельно и двигаться дальше по собственному маршруту. Дрис ван Нотен и Анн Демельмейстер отправились прямиком на Парижские недели моды. Дирк Биккембергс создал нишевый одноименный бренд, вдохновленный спортивной эстетикой. Марина Йи сосредоточилась на собственной мастерской и винтаже. А Дирк ван Саен и Вальтер ван Бейрендонк открыли свой магазин в Антверпене. Причем первый успел вернуться в Академию – уже в качестве преподавателя, а второй однажды попробовал себя в роли театрального художника по костюмам. Сегодня Антверпенская шестерка – уже история. Написанная студентами-дизайнерами, она сумела рассказать всему миру о бельгийской моде и вдохновить уже следующее поколение – от Рафа Симонса до Демны Гвасалии. В общем, история вполне занимательная. Другие в «модный ликбез» не берем.